Иерархия Небесного Воинства

Православная Церковь 21 ноября празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — главный из всех православных праздников в честь святых Ангелов. Несмотря на то что этот мир невидим обычным человеческим зрением, он вовсе не так далек от нас, как кажется.

Установление празднества

В далеком IV веке стало распространяться ложное учение: среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии Поместный Собор. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как правителям мира и утвердил их православное почитание. Также было установлено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 21 ноября (8 ноября по ст. ст.).

Дата была выбрана не случайно. Ноябрь — это девятый месяц после марта, с которого в древности начинался год — в соответствии с числом девяти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь особенно подчеркнула, что Ангелы будут свидетелями перед Богом о нас на Страшном Суде.

Небесная иерархия

«Занятие Ангелов — славословить Бога», — пишет святитель Василий Великий. По своей природе Ангелы — это деятельные духи, имеющие разум, волю и знания. Слово «ангел» означает вестник. Много раз они являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда Бог посылал их к людям возвестить Свою Волю. Будучи бесплотными, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от расстояний и места. Они быстро проходят небесные пространства, появляясь там, где им следует действовать.

Господь учредил удивительный порядок в этом Небесном Воинстве, создав ангельскую иерархию. Все Ангелы разделяются на девять чинов по три чина в иерархии, где низшие подчиняются высшим. Святой Дионисий Ареопагит описал все девять Ангельских чинов в книге «О Небесной иерархии».

Первую, высшую триаду составляют Серафимы, Херувимы и Престолы. Эти Ангелы находятся в непосредственной близости к Богу, «как бы в преддверии Божества». Слово «Серафим» означает «пламенеющий». О Серафимах Церковь говорит, что они — «само небесное выражение Божественной любви». Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев. Красный цвет здесь как символ пламенной любви к Богу.

Слово «Херувим» в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Херувимы, обладающие высшей духовной мудростью, на иконах изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета. Херувимы предстоят Престолу Божию.

В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, которых часто изображают держащими Престол, на котором восседает Сам Господь.

Среднюю ангельскую триаду составляют Господства, Силы и Власти. Эта иерархия особенно полно отражает принцип Божественного мировладычества.

Господства сообщают волю Божию, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими дурными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божиим. Из Предания нам известно, что именно Ангелы Силы встречают человеческую душу после смерти. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

В низшую ангельскую триаду входят Начала, Архангелы и Ангелы. Эта триада отличается непосредственной близостью к миру и человеку.

Начала управляют природной стихией. Они начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять Вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради Славы Божией и пользы ближних.

Архангелы благовествуют «о великом и преславном», открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Каждому христианину Бог дает при Крещении Ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. Ангелы хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Большинство искусствоведов и богословов объясняют, что крылья, которые мы видим у Ангелов на иконах, символизируют ту быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божией.

Главнокомандующий Небесного Воинства

Девять ангельских чинов возглавляет святой Архангел Михаил. В Православии его называют Архистратигом, что в переводе с греческого означает «главнокомандующий». Именно Архангел Михаил низринул с Неба возгордившегося Ангела Денницу (сатану) с другими павшими духами. А остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!».

Из Церковного Предания, запечатленного в службе Архистратигу Михаилу, нам известно, что он принимал участие во многих судьбоносных моментах человеческой истории. Особенно Архангела почитают воины, потому что его деятельность всегда была направлена к утверждению мира и правды. Церковное предание гласит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное.

Из Священного Писания нам известны также Архангелы:

Гавриил — имя его означает «Крепость (сила) Божия». Архангел Гавриил — Божий благовестник. Пророку Даниилу он объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, святому пророку Захарии — о рождении святого Иоанна Крестителя.

Рафаил — «Врачевание Божие», целитель человеческих недугов, попутчик, наставник в пути.

Уриил — «Огонь или свет Божий, просветитель», просвещает умы людей откровением полезных для них истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, истребляет пагубные земные привязанности.

Селафиил — «Молитвенник Божий, побуждающий к молитве». Архангел Селафиил охраняет душу от всяких враждебных сил.

Иегудиил — «Славящий Бога», укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги.

Варахиил — раздаятель благословений Божиих на добрые дела, испрашивающий людям милости Божии.

Иеремиил — «Высота Божия», посылается свыше от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил — в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил — на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил — держит в руке весы.

В ангельском мире присутствует как доброе, так и злое начало. Господь не отнимает у нас свободы, и мы всегда сами решаем, какую сторону нам принять. Апостол Павел в своем послании к Евфесянам пишет: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но познавайте, что есть воля Божия (5, 8–19). Прославляя светлые Божественные силы, мы просим их о помощи в нашей человеческой борьбе со злом. Для того чтобы мы могли мужественно уклоняться от бесплодных дел тьмы, будем же чаще взывать к неведомому для нас, но реальному Небесному воинству.

Подготовила Наталия Бондаренко

Материал сайта Покровской и Николаевской епархии

Share